Don Shirley's Best by Don Shirley 2010
#Jazz #MainstreamJazz #PianoJazz #ChamberJazz #Cool #Standards
Don Shirley / Дон Ширли
Donald Walbridge Shirley
29 января 1927 (Pensacola, Florida, USA) - 6 апреля 2013 (Manhattan, New York City)
Американский пианист и композитор джазовой и классической музыки. Автор альбомов экспериментальной джазовой музыки для лейбла Cadence 1950—1960-х годов. Автор органных симфоний, концертов для фортепиано, концерта для виолончели, трёх струнных квартетов, одноактной оперы, сочинений для органа, фортепиано и скрипки, симфонической поэмы по мотивам романа "Поминки по Финнегану" Джеймса Джойса и набора вариаций по мотивам оперетты "Орфей в аду".
В 1960-х Ширли отправился в несколько концертных туров по США, включая штаты Глубокого Юга, наняв вышибалу нью-йоркского ночного клуба Тони Липа в качестве водителя и телохранителя. История их удивительных дружеских отношений легла в основу сюжета оскароносного фильма "Зелёная книга", снятого в 2018.
Дональд Уолбридж Ширли родился в семье ямайских эмигрантов — учительницы Стеллы Гертруды Янг (1903—1936) и священника Эдвина С. Ширли (1885—1982). Промоутеры стремились преподнести его публике как родившегося на Ямайке, называя местом его рождения Кингстон. По воспоминаниям его племянника Эдвина Ширли III, идея того, что, будучи ребёнком, Дональд получил образование в Европе, была выдумкой продюсировавшего его лейбла — это должно было сблизить его с теми слушателями, у которых чернокожий музыкант с неклассическим образованием не мог бы получить должного признания. Хотя в детстве ему предлагали учиться в Ленинградской консерватории, отец не отпустил его, однако позже Ширли действительно изучал русский язык и говорил на нём с музыкантами, с которыми концертировал.
Ширли начал обучаться игре на фортепиано в двухлетнем возрасте. Он учился у Конрада Бернье (Conrad Bernier) и Тадеуша Джонса в Католическом университете Америки в Вашингтоне. Ширли получил докторскую степень по музыке, психологии и литургике в период временного отказа играть на фортепиано.
В 1944 18-летний Ширли исполнил Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского с оркестром Boston Pops. Годом позднее Ширли исполнил одну из своих композиций с Лондонским филармоническим оркестром.
В 1949 он получил приглашение от правительства Гаити выступить на Международной выставке в честь двухсотлетия Порт-о-Пренса, после которой Президент Эстиме и архиепископ Ле Гойз попросили его повторно выступить через неделю.
Ширли был разочарован советами окружающих бросить классическую музыку (под предлогом неприязни к чернокожим артистам) и продолжать карьеру в джазе. Столкнувшись с отсутствием перспектив для чернокожих музыкантов классической музыки, Ширли оставил карьеру пианиста. После изучения психологии в Чикагском университете он работал психологом в Чикаго, но вновь вернулся к музыке.
В 1950—1960-х Ширли записал много альбомов для лейбла Cadence, экспериментируя с джазом под влиянием классики, создав свой собственный жанр. Основатель лейбла Арчи Блейер (Archie Bleyer) настаивал, чтобы Ширли называли Доном. Эта фамильярность оставалась с ним на протяжении всей его карьеры.
В 1961 его сингл "Water Boy" достиг 40-й позиции в чарте "Hot 100" журнала "Billboard" и оставался там в течение 14 недель. Он выступал в Нью-Йорке в клубе Basin Street East, где подружился с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington).
По приглашению Артура Фидлера (Arthur Fiedler) Ширли приехал с оркестром Boston Pops в Чикаго в июне 1954 года. В 1955 году он выступил с симфоническим оркестром NBC на премьере фортепианного концерта Эллингтона (Duke Ellington) в Карнеги-холл. Он также появился на телевидении в шоу "Артур Годфри и его друзья".
В 1960-х Ширли, надеясь своим творчеством изменить предубеждения людей, давал концерты в США, включая ряд южных штатов. Он нанял нью-йоркского вышибалу из ночного клуба Тони Липа на должность водителя и телохранителя. Их история легла в основу сюжета фильма 2018 "Зелёная книга", в котором роль Ширли сыграл Махершала Али. В "Зеленой книге негритянских автомобилистов" были перечислены места, обслуживающие чернокожих путешественников в штатах Глубокого Юга.
По некоторым источникам, несмотря на разногласия во взглядах, они стали хорошими друзьями. Однако брат музыканта Морис Ширли говорил: "Мой брат никогда не считал Тони своим "другом"; он был служащим, его шофёром (которого обижало носить форму и кепку). Вот почему контекст и нюанс так важны. Факт того, что успешный, состоятельный чернокожий артист мог нанять прислугу, не похожую на него самого, не должен теряться при переводе".
Осенью 1968 Ширли исполнил концерт Чайковского с Детройтским симфоническим оркестром. Он также работал с Чикагским симфоническим оркестром и Национальным симфоническим оркестром США, писал симфонии для Нью-Йоркский филармонического оркестра и Филадельфийского оркестра, а также солировал в Миланском оперном театре Ла Скала в программе, посвящённой музыке Джорджа Гершвина (George Gershwin).
Ширли написал органные симфонии, концерты для фортепиано, концерт для виолончели, три струнных квартета, одноактную оперу, сочинения для органа, фортепиано и скрипки, симфоническую поэму по мотивам романа "Поминки по Финнегану" Джеймса Джойса и "Вариации" по мотивам "Орфей в аду"
Дон Ширли скончался от болезни сердца в возрасте 86 лет. (c)